Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми - между пророком, одаренным божьим даром и остальными.

Жанр стихотворения "Пророк" - ода. Такой выбор жанра связан с важностью, тржественностью идеи о том, что поэт исполняет волю Бога.

Стихотворение не разбито на строфы. Его сюжет развивается очень динамично, я, как я думаю, с этим и связано подобное построение.

Для чего же используются в оде "Пророк" средства художественной выразительности? Например, в тексте много антитез. Противопоставления "горний ангелов полет", "гад морских подводный ход", "неба содроганье" вводятся в стихотворение для того, чтобы показать, что пророк видит и слышит все. А такая антитеза как "грешный мой язы, и празднословный, и лукавый" и "жало мудрыя змеи" подчеркивает отличие пророка от обычных людей.

Стоит отметить выбор лексики - в стихотворении используются архаизмы и славянизмы: "горний", "мудрыя", "виждь", придающие речи пафосность. Это свойственно для жанра оды.

<<назад

Hosted by uCoz